на главную
содержание

Лекция 14.ЧЕТЫРЕ СТАДИИ КРИЗИСНОЙ ТЕРАПИИ

Стадии кризисной терапии определяются той целью, на достижение которой направлены. Абоненты могут нуждаться в различных целях в различное время и поэтому мы должны плавно переходить с одной на другую и возвращаться обратно, если это необходимо. Некоторые абоненты могут сразу "перепрыгивать" через две стадии, если они просто ищут альтернативы в своей проблеме, которую уже осознали, или если выбор уже сделан. Един-ственная стадия, которую обязательно необходимо достигать - это принятие решения. Будьте гибки в своем пове-дении, если вы избрали эту модель.

Стадия 1 - Принятие

Эта первая стадия направлена на установление контакта с клиентом. В начале беседы абонент может находиться в нерешительности, замешательстве, связанном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством вины, если абонент нуждается в успокоении, то Вы можете задержаться на этой стадии.
Вам необходимо:

Стадия 2 - Проблема

  • Задача этой стадии помочь абоненту в определении и прояснении проблемы и конфликта, связанного с про-блемой. Конфликт может иметь много причин: реальность против долженствований или желаний, безопасность покоя против опасностей движения, изменения, мои желания против ваших и т. д. Если Вы пытаетесь определить проблему, то фокусировка может меняться - обычно в тех случаях, когда чувства клиента становятся более ис-кренними и вопросы помогают прояснить ситуацию. В конце, однако, клиент должен обозначить свою проблему.
  • Необходимо использовать: закрытые вопросы (используются, в основном, в критических случаях для сбора важной информации), открытые вопросы (вопросы начинаются со слов "Как/Что/Где/ Когда"), промежуточный ответ (необходимо остановиться и сосредоточиться в разговоре на наиболее важной и специфичной области), парафраз (суммируйте все сказанное так, чтобы Вам обоим было легче сосредоточиться на главном).

    Стадия 3 - Альтернативы.

    Задача этой стадии облегчить клиенту исследование возможных альтернатив, их возможные последствия. Очень важно помнить, что мы не имеем всех ответов и не можем позволять себе говорить другим, как им строить свою жизнь. Право на решение принадлежит клиенту. Консультант подводит абонента к проблеме с его собст-венными силами и ресурсами. Если клиент решает эту проблему, то более вероятно, что со следующей кризисной ситуацией он справится сам.
    Необходимо:

    Стадия 4 - Принятие решения

    Задача этой стадии подвести к окончанию разговора. Решение приходит, когда абонент чувствует, что кризис превратился во вполне управляемую проблему. Если кризис имеет затяжной характер, как, например, переживание смерти любимого, то консультант должен оставить возможность для повторного обращения в кризисной ситуации, убеждая в то же время клиента продолжить поиск других помогающих систем (друзья, поддерживающие группы, психотерапия). Консультант должен поддерживать силы самого абонента. Абонент должен подойти к проблеме со своими собственными силами и почувствовать себя над ситуацией, будучи готовым продолжать свою собственную жизнь. "Для того, чтобы позвонить, требуется мужество. Вы действительно пытаетесь выбраться из этой ситуации. Я думаю, Вы сделаете это прекрасно".

    Оценивайте ваше общение. "Что Вы думаете о том времени, которое мы провели вместе?" Заканчивайте об-щение, когда хотя бы у одного из вас абонента или консультанта возникло чувство завершенности целого смы-слового куска. (Я чем-нибудь еще могу Вам помочь? Вы бы хотели чем-нибудь еще поделиться? Мы вынуждены скоро закончить (через 5 минут и т. д.) Как бы вы хотели использовать эти последние 5 минут? на главную
    содержание

    Hosted by uCoz